Журнал "Леди"

ГУЛАЙЫМ КАБУЛБЕКОВА: ПУСТЬ СКАЗКА СТАНЕТ БЫЛЬЮ 


          Тема высыхания Аральского моря и проблема его восстановления остается актуальной уже на протяжении нескольких десятилетий. Эта тема нашла свое отражение в науке, искусстве: ей посвящены научные исследования видных мировых ученых, а также картины известных живописцев. С Аралом связано творчество великих каракалпакских поэтов-классиков Ажинияза, Бердаха и их последователей Аяпбергена, Аббаза, Тлеубергена, целого ряда народных сказителей, певцов, драматургов, композиторов, а также каракалпакских художников Фаима Мадгазина и Рафаэля Матевосяна. Такое же видное место Аральское море занимает и в творчестве молодого художника-живописца Гулайым КАБУЛБЕКОВОЙ.
          С морем связано детство Гулайым, наполненное воспоминаниями родных об Арале, их ностальгическими рассказами о прибрежной жизни, интересными легендами о быте рыбаков, духах моря, традициях и обычаях жителей побережья. Творчество дедушки Гулайым, народного поэта Узбекистана и Каракалпакстана, певца Арала – Тлеубергена Жумамуратова, отражает трепетное отношение к Аральскому морю, восхищение его красотой. Понимая значимость этого водного источника для людей, поэт искренне переживал его постепенное высыхание, воспринимая это как личную трагедию:
О море, любуюсь тобой!
Ведь сам я рожден на волнах.
Мне пенистый этот прибой
О давних напомнил годах.
          Уже многие годы среди молодежи Каракалпакстана популярна песня «Айдынлар» поэта Аденбая Тажимуратова. Эта лирическая композиция трогает сердца не только молодых, но и пожилых людей, кому приходилось петь ее в свои молодые годы в кругу друзей, близких. Известный поэт А. Тажимуратов – ближайший соратник поэта Тлеубергена Жумамуратова, написал эти строки на одном дыхании, вдохновленный рассказанной ему историей о молодом рыбаке, ушедшем в море, и его возлюбленной. Она стояла на берегу моря и ждала его, напевая волнующие слова, призывая все силы природы и морскую гладь вернуть его. И таких романтических историй великое множество, они заставляют создателей прекрасных образов обратиться к ним.
          Рассказывая о сюжете картины «Дух Арала», Гулайым говорит, что хотела отобразить идею утраты моря, проиллюстрировать прощальную и грустную песню о прекрасной жизни, которая осталась лишь в памяти. Композиция разделена на две части линией горизонта, на переднем плане останки корабля покоятся на песке, за ними люди: женщина несет связки с копченой рыбой, мальчик бежит за воздушным змеем с ниткой в руках. Вдали виднеется полоска лазурного моря и растительность на берегу. В небе воздушные змеи в виде рыб, сами рыбы и парящая фигура женщины, играющей на музыкальном инструменте. От струн отлетают грустные ноты прощальной песни… Парящая женщина олицетворяет дух земли и моря, который покидает человечество. Человек гонится за воздушным змеем, не может поймать миг, но и не может отпустить – это память о беззаботном детстве, о прекрасной поре жизни, чудесных мгновениях, они всегда рядом, они в душе, они сопровождают человека в течение всей жизни.
Однако в коллекции Гулайым есть работы, которые позволяют понять, что с Аралом могут быть связаны не только грустные и тревожные воспоминания.
          Отличительной особенностью полотен молодой художницы является то, что в основном она изображает Арал полноводным, таким, каким он был много лет назад и каким, рано или поздно, обязательно будет.
          Практически все картины Гулайым, посвященные Аралу, написаны в жанре импрессионизма, они наполнены радостью и светом. Созерцая ее полотна, понимаешь, что каждая из них несет определенную эмоциональную окраску, отражает изменчивые мгновения жизни – жизни людей, живой и неживой природы.
Большое влияние на  эстетический вкус выпускницы Национального института художеств и дизайна оказало творчество признанных мастеров кисти, таких как Анри Матисс, Эдуард Мане, Берта Моризо, а также отечественных живописцев Акмаля Нуриддинова и Жоллыбая Изентаева. По словам Гулайым, она работает чистыми красками, наносит их мелкими мазками, и вначале складывается ощущение, что перед тобой гамма пятен, но стоит немного отойти от полотна, и оно приобретает ровные очертания, ты будто вливаешься в пейзаж и ощущаешь дыхание моря, слышишь шум прибоя и крики чаек. В отличие от других живописцев, передающих образ Арала и его обитателей в полном соответствии с действительностью, в том числе это касается и цветовой гаммы, в картинах Гулайым преобладают все оттенки красного и зеленого и практичес¬ки отсутствует черный цвет, что делает полотна добрыми, несколько сказочными, а ведь, как известно, сказки любят не только дети, но и взрослые. И каждый взрослый надеется, что сказка когда-нибудь станет былью, а значит, Арал обязательно вернется.
***
          Являясь ровесницей Конституции Республики Узбекистан, Гулайым Кабулбекова желает всем жителям нашей страны стабильности, благополучия и всегда отличного настроения.

Справка

Гулайым Кабулбекова родилась 8 декабря 1992 года в г. Нукусе.
В 2015 году окончила Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода в Ташкенте.
Дедушка по материнской линии – Тлеуберген Жумамуратов – народный поэт Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат Государственной премии имени Бердаха, награжден орденами «Дружба народов» и «Знак Почета».
Увлекается изготовлением женских  украшений, дизайном одежды и декорированием различных предметов с помощью техники декупаж.
Алла РОГАНОВА, г. Нукус.